Датировка по внешним признакам
Действительно ли монета, которую вы хотите приобрести, соответствует своему времени, или это поздний новодел?
Разобраться в этом помогает знание технологий изготовления монеты.
Отливка
Она известна с древнейших времен как наиболее легкий способ изготовления монет. Фактически все греческие и
большая часть римских монет, изготовленных из меди или ее производных, а также из серебра, были либо полностью отлиты, либо
отливался только монетный кружок. Даже чеканка такого кружка не влекла за собой изменения структуры металла, так как
производилась на еще раскаленном кружке, что являлось скорее оттиском. Поэтому античные монеты из серебра весьма неплохо
сохранились.
Античный монетный кружок, в связи с технологией отливки того времени, не может выглядеть даже как
средневековый. Например, римская медная монета - это "толстая заготовка" с непропорциональной шириной по всему гурту.
Ровный кружок монеты того времени говорит о явной подделке! Нынешние фальсификаторы с их передовыми технологиями не могут
добиться изящной небрежности подлинных экземпляров.
Поверхность литой монеты на ощупь маслянистая, гладкая, не имеет крупнозернистых вкраплений, как правило,
затертая, что говорит о ее длительном хождении. Большинство монет - случайные находки, имевшие долгое хождение и
подвергшиеся коррозии в земле. На таких монетах, особенно на серебряных, возникают каверны. Они снижают стоимость монеты,
но гарантируют подлинность. Да, фальшивые монеты можно искусственно "состарить" кислотой, но фальшивые каверны плохо
сочетаются с гладким и чистым полем.
Стоит помнить еще об одной особенности подлинных экземпляров. На литой монете видны раковины, не имеющие
ничего общего с коррозией, - они появились ввиду несовершенства метода отливки. И эти раковины органично вписываются в поле
монеты.
Изображения на литых монетах имеют сглаженные, плавные очертания. При сильном окислении такую монету трудно
определить. Степень поражения зависит от количества примесей в металле - больше примесей, больше степень разрушения монеты.
Это касается как меди, так и серебра. Золотая монета наиболее защищена от внешнего воздействия, имеет только механические
повреждения - потертости, царапины и следы зубов.
Если в монете мало посторонних примесей, на ее поверхности возникает не коррозийная корка, а благородная
ржавчина - патина. Она может иметь черный, коричневый или зеленый цвет с отливом. Патина надежно защищает монету от
внешнего воздействия и ее уничтожение нежелательно.
Чеканка
Хотя чеканку знали и использовали уже в античности, широкое применение она получила лишь в средние века. С
одной стороны, чеканка дает четкое изображение на монете, с другой - изменяет структуру металла. Причем изменение
проявляется не сразу, может пройти не одна сотня лет, прежде чем появится заметная невооруженным глазом "паутина" с
зернистой структурой. В лупу хорошо видны микроскопические утраты, которые и дают эффект "паутины". Такое на литых монетах
не встречается. А на серебряных монетах Арабского халифата VIII-XI веков "паутина" есть. Это не коррозия - в монетах
халифата серебра было больше, чем в современных им - европейских.
При чеканке, от чересчур сильного удара на поле монеты также возникали мелкие трещины, и поэтому подделать их
значительно труднее, чем литые.
Новоделы и имитации
С XVI по XIX век было выпущено огромное количество подделок. Как правило, их вручную выполняли великолепные
граверы. Такие монеты, особенно ранние по времени изготовления - настоящие произведения искусства и стоят довольно дорого.
В западных странах есть коллекционеры, которые приобретают только такие монеты. Выпущено много каталогов, справочников и
монографий по фальшивкам, где отражена история создания новоделов.
Отдельно стоят монеты-имитации, которые были выпущены в XIX веке для ряда крупных музеев мира. Все они имели
характерные клейма. В Германии, например, был налажен выпуск имитаций и для широкого круга коллекционеров. Делалось это
открыто и на хорошем технологическом уровне. Отличие от оригинала состояло в том, что монеты были на ощупь не маслянистыми
и гладкими, а шершавыми.
Олег Озеров, журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" N2, 2002 год
Материал взят на
сайте www.uuu.ru
|
|