О почтовых марках
Определение стоимости марки
    Имейте в виду что марка сама по себе не имеет никакой ценности - это просто очень маленький цветной кусочек
бумажки, его нельзя скушать, а если сжечь, то много тепла не выделится (и многие марки очень плохо горят - медленно и
ядовито). Марка имеет ценность только потому, что кто-то другой хочет ее иметь и готов за нее заплатить деньги. Поэтому цены
на марки зависят от перемен в экономике, моде, настроениях людей и так далее.
    Для определения стоимости марок существуют каталоги, в которых указывается стоимость. Самый известный - каталог
Скотта (американский). Еще есть каталог Майклс или Мишель (Michael - немецкий, очень детальный), есть другие каталоги.
    Цены в каталогах не спускаются с неба, а вычисляются специалистами после анализа рынка. Цена в каталоге - это
обычно приблизительная цена, по которой (и ниже которой) марку рекомендуется покупать. Если же вы пытаетесь марки продать,
вы получите намного меньше.
    Самые дешевые марки продаются фунтами (килограммами), и в таком случае цена за каждую приличную марку будет
около 70-80 копеек. (или дешевле)
    Еще много зависит от качества марки и ее состояния. Если она негашеная (mint), с полностью сохранившимся клеем
на обратной стороне (never hinged), хорошо центрированная, со всеми зубцами на месте, без царапин и морщин, то стоимость
ближе к каталоговой.
    Гашеные марки дороже негашеных только для марок стран и серий, которые выпускались на короткий период времени и
почти не знали почтового использования (например, революционная Тува на конвертах, не путать с СиТиО). В таком случае очень
важен хороший читаемый штемпель с датой или лучше даже сохранить конверт.
    Каждый дефект значительно уменьшает ценность. Если дефектов много, то это мусор, хотя если нет дубликата, то
имеет смысл оставить в альбоме, пока не найдется лучший образец, это называется space filler - "заполнитель места".
    Многие марки значительно переоценены каталогами. Так марки СССР (России), Ватикана, ООН и африканских стран
продаются на рынке значительно ниже каталога (10 процентов и ниже).
    Марки - очень плохое вложение капитала, поскольку ликвидность нулевая. Купить марки легко, а быстро продать хотя
бы по той же цене практически невозможно. Поэтому главным всегда должен быть принцип интереса и удовольствия. Если вы
тратите на это большие деньги, нужно отдавать себе отчет, что это хобби, и не заблуждаться, думая, что это инвестиции...
Тематическое коллекционирование
    Очень немногие коллекционеры собирают только одну страну или период в специализированные альбомы. Большинство
людей любит собирать марки на которых изображен какой-либо интересный для них предмет. Согласно неофициальной статистике,
тематические коллекционеры составляют 80 процентов коллекционеров марок.
    Дети, как правило, начинают с тематических коллекций - кошечки, собачки, цветы, автомобили, самолеты на марках.
Я сама начинала собирать искусство на марках (ходила в детские изостудию и киностудию во Дворце Пионеров, где музеи и
изучение истории искусств были частью программы). От той коллекции мало чего осталось, да и стоила бы она ничего, так как
все марки были си-ти-о (о СТО см. в первой части).
    Взрослые продолжают собирать на тему, но предмет становится более изощренным. Из цветов остаются только орхидеи
или розы, из животных - лошади, и т.п. Часто это сфера профессиональной деятельности, так доктор собирает все о медицине,
нефтяник - о нефтяной промышленности, и т.д. Часто только одна марка из нескольких тысяч, выпущенных отдельной страной будет
интересовать такого коллекционера.
Штемпеля и почтовая история. Открытки и конверты (covers)
    Почтовая история - раздел коллекционирования, посвященный предметам, прошедшим почтовое использование,
открыткам, конвертам с уже впечатанной в дизайн маркой (stampless), штемпелям и пр. Конверты первого дня - отдельный раздел
почтовой истории (см. след.главу).
    Некоторые люди собирают штемпеля, по датам, по городам, рекламные/пропагандистские и т.п.
    Например, один коллекционер составил "календарь" с 1850 по 1950 год, где на каждый рабочий день каждого года у
него есть марка с датой (не на конверте, а off paper - отдельно). Еще он собирает перфины - марки с дырочками. Некоторые
фирмы и государственные организации покупали марки для корреспонденции, и, желая предотвратить использование этих марок
персоналом в личных целях, прокалывали (как компостером) цифры, буковки или фигуры, символизирующие организацию. Перфины
обычно хранят в альбоме с черным фоном задом наперед, чтобы было видно перфин.
    Большинство коллекционеров почтовой истории все же собирает конверты или открытки. Собирание открыток, нетрудно
догадаться, часто бывает тематическим, по предмету, изображенному на открытке. Собирание конвертов и открыток, прошедших
почту (commercial covers в отличие от first day covers - конвертов первого дня) обычно происходит по категориям:
страна/город отправления/прибытия (город Саратов), периоду истории (Германия в первые послевоенные годы), датам на штемпелях
(день рождения) или по маркам (как наша норвежская леди).
    Человек, например, из Северной Ирландии, может собирать британские конверты со штемпелями шести северных графств
и региональными марками, а человек из "свободных штатов" (собственно Ирландии) британские конверты до независимости
(полученной в 1922) с ирландскими штемпелями и адресами и первые отправления свободной Ирландии, когда страна, еще не
выпустившая собственных марок, использовала британские марки с надпечатками. Особенно будут цениться обоими всевозможные
патриотические и антибританские штемпели и надписи, разные гадкие нашлепки на лицах королей и королевы.
    Похожая специфика будет у собирателя периода распада Союза. Многие республики также первоначально использовали
советские марки. Для советских гашеных марок сохранение конверта/открытки или кусочка бумаги вокруг марки особенно важно,
так как служит доказательством подлинности марки, и что марка - не СТО. Единственная проблема с собиранием "каверс", что они
занимают много места. Им требуются специализированные альбомы (обычно по размерам отдельно открытки, отдельно конверты,
маленькие и большие) или коробки. В случае хранения в коробках каждую "кавер", особенно ценные и редкие, стоит упаковать в
специальный пластиковый пакетик (также продаются по размерам, примерно 10 типовых размеров, 6 самых распространенных,
примерно 2-3 цента за тонкий пакетик; пакетики из более толстого пластика, лучше защищающие кавер от износа, стоят дороже,
но их обычно используют только дилеры).
Конверты первого дня - First Day Covers (FDC)
    Собирание конвертов первого дня как отдельное направление оформилось в конце девятнадцатого-начале двадцатого
века. До этого коллекционеры каверс старались найти конверт с маркой самой ранней даты использования, поскольку почтовые
администрации выпускали марки без всякой программы или объявления, за небольшими исключениями. Разница в один день на
штемпеле ранних американских марок может "стоить" несколько тысяч долларов. Для таких марок нет официального первого для
использования, а есть EDU - earliest documented use (самое раннее документированное использование). Например, для 5-центовой
марки с Покахонтас это 8 мая 1907, и в каталоге она оценена в 15 тысяч долов. Естественно, такие марки проходят сертификацию
у специалиста.
    В 1920 годах большинство почтовых администраций мира стали официально объявлять о выходе новых почтовых марок, и
появились специальные штемпеля "конверт первого дня". В 1923 году американец Джордж Линн придумал cachet (кашЭй), тогда это
была просто надпечатка на конверте. Постепенно другие коллекционеры и дилеры начали создавать собственные каше, обычно это
картинка или надпись в левой части конверта более подробно рассказывающая о марке или изображающая предмет (личность,
животное, явление), которому марка посвящена.
    Первые конверты первого дня действительно проходили почту (адрес часто надписывался карандашом, чтобы его можно
было стереть, так как конверт без адреса больше ценится). Сейчас их просто штемпелят и никуда не отправляют, сохраняя
девственную чистоту, а потом продают дилерам или напрямую коллекционерам. Конверт, прошедший почту, и в хорошем состоянии,
ценится больше.
    Помимо официального первого дня гашения объявляется также официальный город гашения. Это обычно одно почтовое
отделение, в котором в этот день проходит торжественная церемония выпуска новой марки (особенно если предмет марки важен в
политическом или культурном плане). Коллекционеры и работники кашетных компаний выстраиваются в очереди к нескольким
почтовым клеркам, которые ставят штампы вручную или пропускают конверты через автоматический штемпелевый механизм.
    Современные ФДС выпускаются огромным тиражом, их общее количество обычно документируется. Так например, в 1990
году, когда СССР и США выпустили совместный выпуск 4 марок с морскими существами, общее количество штемпелей в Балтиморе
(Мериленд) и Гранд Рапидс (Мичиган), официальных городах гашения на американской стороне, составило 706047 (семьсот
тысяч!), не знаю, сколько в России, но масштаб, наверное, похожий). Штемпель неофициального города, каким-то образом
связанного с предметом марки, может цениться больше, чем популярный официальный штемпель.
    Марки часто можно купить за неделю до официального гашения и приготовить собственные каше. Сейчас многие
компании выпускают каше миллионами (такие FDC многого не стоят). Больше стоят каше, выпущенные малыми выпусками и каше
ручной работы, а также технологические ухищрения - со встроенными монетами, с картинкой из шелка и т.п. Можно добавить
собственное каше на uncacheted ("чистый") ФДС, но если ваше каше полностью повторяет уже существующий ценный экземпляр - то
это подделка, что не есть хорошо. Человек, собирающий отдельную марку на каверс с удовольствием добавит ваше запоздалое
творение (т.наз.add-on) к своей коллекции.
Филателистический престиж страны
    Филателистический престиж страны и популярность (рост стоимости) ее марок не всегда связан с ее экономическими
успехами.
    Стоимость филателии определяется многими факторами. Это могут быть и кратковременные модные течения, и
устойчивые тенденции к росту/падению цен.
    - редкие марки. Марка может быть относительно новой, но если она выпущена малым тиражом в короткий период
времени, она может стоить в десятки раз больше, чем другая марка на сто лет старше.
    - старые марки. Народа на земле было меньше, и марок - соответственно. Однако марка может быть очень старой и
ничего не стоить, если ее выпускали массовым тиражом. Пока не "набит глаз", стоит пользоваться каталогом. Старые марки,
особенно классический период (до 1945, или до 1951 года) уже хорошо изучены за годы, и цены более-менее стабилизировались.
Каталоги дают описание марки с фотографией, подробности дизайна и водяных знаков редких (и ценных) разновидностей.
    Очень важный фактор в стоимости марок - популярность марок (страны издания) для коллекционеров. Здесь очень
важно, чтобы в самой стране существовало массовое филателистическое движение. Коллекционеры "воспитывают" почтовую
администрацию, следя за тем, как и какие марки она выпускает, и создают первичный спрос, которые переносится на
международный рынок.
    Самый высокий престиж на рынке - у марок Германии, некоторых стран Европы, США и Японии. Марки Великобритании -
"вещь в себе", внутренний рынок намного сильнее внешнего, отдельные "горячие" предметы вне страны - региональные выпуски
Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, островов и колоний, тематические коллекции. Постепенно "поднимают голову" Латинская
Америка, Китай и Корея.
    О марках Германии и ее коллекционерах нужно говорить отдельно. Знаменитая педантичность и склонность к
организации хорошо отражены в немецком коллекционировании. Самые лучшие альбомы для марок (stockbooks), специализированные
альбомы по странам и тематические, маунты и подвески, пластиковые конверты, ультрафиолетовые лампы и разные другие волшебные
вещички для коллекционеров и дилеров марок и монет - бренд Leuchtturm/Lighthouse (это не реклама, а твердое убеждение).
    Германская почтовая администрация является лидером в типографских технологиях - они широко используют
всевозможные технологические новинки, которые за ними подхватывают Европа, американцы, а потом все остальные. Почтовые
отделения в Германии часто используют красивые и необычные штемпеля.
    Население таких стран активно собирает марки. Действующие филателистические клубы есть почти в каждом городке
Европы населением более 30 тысяч человек.
    Высокая филателистическая культура населения Западной Европы отражается в том, что, например, в Швеции почтовым
работникам выдается памятка о том, как красиво погасить марку, чтобы потом она смогла занять достойное место в альбоме
коллекционера, обрела вторую жизнь.
Скажи НЕТ си-ти-о!
    Огромный ущерб репутации нашей страны нанес факт выпуска СССР миллионов марок cancelled-to-order (сокращенно
CTO). Почтовая администрация страны выпускала больше марок, чем это было необходимо для почтового использования, а
непроданные экземляры гасились штемпелями и продавались оптом дилерам и коллекционерам.
    Объяснялось все заботой о коллекционерах, которые могли получить очень дешево и без труда желанную марку.
Реальной причиной были деньги - дополнительный прибыток почтовой администрации. Такая политика привела к долговременным
негативным последствиям - был полностью убит рынок использованных марок. Зачем искать марку, когда можно купить си-ти-о с
идеальным штемпелем в уголке?
    Эту традицию, кажется, начали швейцарцы (тем самым уронив престиж своих марок того периода), но потом ее
подхватили СССР, страны восточного блока и арабские страны (так называемые "дюны"). Вскоре си-ти-о превратилось в выпуск
серий и почтовых блоков, почти никогда не видевших почтового использования, а затем и привело к выпуску сувенирных марок
несуществующих стран (State of Oman, Nagaland, Manama и др.). Этот мусор не выглядит как мусор - большие яркие марки с
предметами, часто не имеющими никакого отношения к выпустившей стране (например, принцесса Диана, президент Кеннеди и
обнаженнные женщины на марках мусульманских "дюн").
Клубное движение
    В России и странах СНГ клубное движение исчезло или ушло в глубокое подполье. Народ заботится о выживании, им
не до коллекционирования. После развала Союза на мировой рынок хлынули миллиарды российских и советских марок, опустив уже
подорванный СТО престиж ниже плинтуса.
    Прервана связь между старшим поколением коллекционеров и молодежью. Большинство коллекционеров, которых я знаю,
начали собирать в детстве с подачи родителей или других родственников. Если начать приучать детей к коллекционированию
сейчас, это даст не только долговременный подъем коллеционирования через 10-40 лет. Коллекционирование воспитывает
любознательность, любовь к порядку и организации, дисциплину и множество других деловых качеств.
    Клубное членство просто необходимо для начинающего коллекционера. Оно поможет избежать дорогих ошибок.
Классические марки
    Если вы хотите коллекционировать с точки зрения инвестиций, классические марки - a sure bet (верный выигрыш).
    Определение классических марок постепенно отодвигается во времени. Когда-то это были марки до середины 19 века,
потом до первой мировой войны, потом до 1945 года, сейчас граница - 1951 год. Как правило, классическим маркам примерно 50
лет или больше.
    Самый большой риск в этой категории - подделки. Современные Литва и Латвия славятся изготовлением правдоподобных
подделок классических марок (и в основном не марок России, а других стран, а также денег, ценных бумаг и исторических
документов). С этой точки зрения марки стоит покупать только у профессиональных дилеров, а для очень дорогих марок требовать
сертификации. Покупка старых коллекций дает выигрыш в цене и некоторую гарантию подлинности (хотя некоторые подделки уже
вошли в классический возраст).
    Никогда не покупайте марки, если они вам не нравятся. Всегда должно быть притяжение. Если вы купили марки только
для того, чтобы перепродать, но чувствуете к ним непрязнь, это закончится неудачей (марочная мистика). Даже если вы
планируете что-то продать, вы должны любить этот предмет, или ему симпатизировать.
Гашеные марки - б/у
    В странах с развитым коллекционированием существует целая индустрия "переработки" гашеных марок. После того как
марки прошли через почту, многие из них, конечно, так или иначе погибают в мусорном ведре.
    Однако, многие организации, через которые проходит много почты, и остается много использованных конвертов,
собирают конверты, углы конвертов или марки, вырезанные со штемпелем и бумагой вокруг марки (никогда не вырезайте марку
слишком близко к краям, вы можете повредить перфорацию, и сохраните штемпель целым).
    Серьезные коллекционеры никогда не выбрасывают конверты, открывают конверты ножницами или специальным ножом,
стараясь сохранить "товарный" вид конверта. Если конверт "неинтересный", вырезается марка. Если марка неинтересна, ее все
равно можно продать.
    Марки on-paper ("на бумаге") собираются в большие мешки и коробки и отдаются благотворительным организациям.
Компания (или частное лицо) получает налоговую скидку от государства (благотворительность выписывает компании бумажку, на
какую сумму подарено товара). Потом благотворительная организация продает мешки дилерам, где он (редко "она") делит марки
на меньшие порции, сортирует по странам и по размеру, и продает коллекционерам. Коллекционеры отмачивают марки в теплой
воде и сушат в специальных книжках для высушивания марок. Марки занимают место в их коллекциях, а лишние или ненужные
отправляются на рынок.
    Марки off-paper (без бумаги) также могут быть проданы дилеру/дилером. В такой микстуре, правда, могут оказаться
как и негашеные марки, так и злополучные си-ти-о.
    Неотсортированные марки на бумаге называются kiloware (традицию начали европейцы, продавая такие марки
килограммами). Это самая дешевая смесь. Их также называют mission mixture - миссионерская смесь, из благотворительных
организаций. Еще бывает "банковская смесь", немного лучшего качества, так как многие банки получают почту из-за границы.
    Если вы собираетесь купить такую смесь, и отмочить ее и отсортировать, вы увидите, что многие марки повторяются
очень часто. Это, как правило, definitives - марки маленького размера, выпускаемые страной сериями для использования в
течении нескольких лет. Это самые массовые марки. Обычно на них изображен флаг страны, лицо
президента/королевы/национального героя, архитектурные памятники и другие национальные символы.
|
|